пятница, 4 января 2008 г.

Рецензии: Jeru The Damaja – Still Rising (Ashenafi Records, 2007)

Желание померяться силами преследовало человечество на протяжении всей его истории. Периодически оно выливалось в спортивные состязания, плавно переходящие в кровопролитные войны. Это же желание двигало человечество по дороге эволюции и заставляло создавать новые чудеса на руинах предыдущих, свежеразрушенных во время недавних соревнований.

Не успев построить очередное чудо цивилизации – Internet, люди тут же приспособили его для своего самого любимого развлечения – войны, на этот раз виртуальной. Благо всевозможных способов доказать свое превосходство над ближним было перепробовано немало. Говорят, Интернет сближает народы. И вправду, теперь им не надо замерзать в наших снегах, а нам – расчехлять свои танки для того, что съездить друг к другу «в гости».

Разумеется, хип-хоп индустрия также не лишена состязаний. Причем, равно как и боевые действия, они ведут собственную тропу на пути к эволюции – так, например, грандиозное шоу в исполнении 50 Cent и Kanye West продемонстрировало нам, насколько эффективна слаженная работа в рамках меркантильных интересов. А противостояния вроде 50 Cent и Ja Rule доказали, что, выбивая закоренелых артистов из колеи, новое поколение приближается к вершине. Заметим: нашему сегодняшнему гостю отнюдь не чужда вторая категория.

Нельзя сказать, что Jeru The Damaja стал жертвой рэп-баталий, тем не менее конфликт, возникший с Gang Starr Foundation, оказался своего рода финальным аккордом в его карьере. Последовавшие релизы получились весьма посредственными: гостевое участие от среднестатических исполнителей, минимум оригинальных идей, неубедительные эксперименты относительно продюсирования – одни из главных минусов последних работ. Окончательно растеряв все признаки актуальности, артист взял творческий перерыв, чтобы обдумать следующий шаг. Как вы, наверное, уже знаете, тайм-аут подошел к концу в октябре 2007 года, когда Джеру объявил о выходе новой пластинки – «Still Rising». Работа над сольным альбомом проходила без особой помпы, и, как уже отмечалось, по нынешнему ритму жизни данный релиз имеет все шансы пройти незамеченным. Впрочем, вам, должно быть, известно – ажиотаж не всегда оправдывает реальное качества материала. Удалось ли Jeru записать достойный альбом после столь долгого отсутствия? Ответ в нашей рецензии.

Пресловутое расставание артиста с DJ Premier, по-видимому, снова всплывет на страницах тематической прессы – музыкальное сопровождение по-прежнему не дотягивает до уровня первоначальных проектов. Так, некоторые треки можно упрекнуть в неуместной мелодии, посетовать на специфический звук, не соответствующий манере речитатива рэппера. Однако подобные недостатки встречаются крайне редко, и, в любом случае, они не способны отбить желание провести за альбомом внушительное количество времени. Надо сказать, продюсерский состав «Still Rising» не интересовали современные тенденции – звучание работы выполнено в лучших традициях «настоящего» хип-хопа. К тому же в соответствии с дебютом атмосфера пластинки получилась достаточно мрачной. Поэтому рефрен «nobody smiling», звучащий в композиции «The Ghetto», выглядит вполне логично и в качестве основного девиза к альбому.

Интересной как с музыкальной, так и с текстовой точки зрения оказалась песня «Airplay». Почитатели, вероятно, заметили: данная композиция – яркое свидетельство того, как сильно вырос уровень Jeru в качестве битмейкера. Несмотря на, казалось бы, бесхитростный подход, музыкальное оформление переносит слушателя в особую атмосферу и вызывает у него массу любопытных ассоциаций. Так, например, загадочное звучание в сочетании с тревожным женским вокалом вырисовывает в сознании культуру Менху – людей, знающих линии тела, а протяжное пение на фоне тяжеловесного бита напомнит вам, скорее всего, трагическую сцену из очередного фильма-апокалипсиса. Что до текстовой составляющей, то Jeru затрагивает актуальные на сегодняшний день темы: массовая гибель людей в исторически отсталых странах, радикальное изменение ценностей у человечества («Back in the days it was free Mandela / In 2007 its like free mumia»), запрет на использование слова «nigger» в Нью-Йорке, смерть Джеймс Брауна и мн.др. Ключевым моментом композиции стал телефонный вызов правительства. Как это не удивительно, звонок принимает автоответчик, уведомляющий о недоступности набранного номера. К слову, кое-кто обвиняет артиста в излишней жестокости, нам же кажется, что это просто китч.

Не исключено, что большая часть слушателей воспримет «Airplay», как старческое ворчание. Однако, вспоминая крупнейшие пожары, произошедшие в Калифорнии и Олимпии, можно сказать, что мы по-прежнему являемся свидетелями правительственной халатности, которая ставит под угрозу жизни миллионов людей. Если же данный пример покажется вам неактуальным, следует вспомнить недавнюю аварию, связанную с грузовыми суднами в Черном Море. Как говорится, люди не замечают реки крови пока сами не станут их притоками.

«The Prophet» – продолжение небезызвестного цикла о пророке, спасающем мир. С момента первой части концепция ничуть не изменилась: героическое приключение в стиле комиксов Marvel, повествование от первого лица, боевые действия, навеянные The Matrix, – основные особенности серии налицо. Песня «Kick Rocks» же напоминает добротный семейный фильм, где главный герой, совершивший определенную глупость, сценически просит прощения у собственной семьи. Правда, в нашем случае Jeru обращается преимущественно к аудитории слушателей, а основной причиной его раскаяний является недостаток уделяемого времени по отношению к кумирам и близким. В итоге, великолепная игра перед публикой, после которой становится откровенно жаль, что в музыкальной индустрии не предусмотрена категория «лучшая мужская роль».

Композиция «The Streets» – потенциальный вариант для телерадиовещания. Песня привлекает внимание благодаря нежному женскому вокалу и интригующей лирике. Последняя, к слову, по затее представляет собой нечто среднее между «Da Bitchez» и «Me or the Papers». Разумеется, гораздо политкорректнее. Отметим трек «NY»: пусть он и не составит значительной конкуренции «N.Y. State of Mind» и «Where It Started At (NY)», тем не менее покажется весьма недурственным посвящением Большом Яблоку. «History 101» перенесет слушателя в то время, когда «Raise the Flag» и «Verbs of Power» от X-Clan имели признаки актуальности; «How Ill» напомнит недавнюю работу GZA vs. DJ Muggs и порадует юмором в духе «Dark Wader dont know that Im really Skywalker father», а «Hold Tight» вызовет приступ ностальгии по творчеству 2Paca, не в последнюю очередь благодаря синтезаторной партии на манер «Shorty Wanna Be a Thug».

Если верить, что есть извечно предопределенный провидением порядок, благодаря которому все идет, как положено, по заранее предначертанному пути, то Кэндрику Дэвису судилось достичь той точки совершенствования, когда человек обращает внимание, прежде всего, на проблемы масштабного уровня. Его пятая студийная работа продемонстрировала нам совершенно нового Джеру – еще более социального, отзывчивого и целеустремленного. Говоря проще, артист значительно повзрослел и, надо полагать, определился с жизненными ориентациями. Кроме того, если сравнивать пластинку с подобными возвращениями от Keith Murray, Lords of the Underground или Smif-N-Wessun, то «Still Rising», несомненно, стоит среди них слегка особняком. Самодостаточный, крепкий, интересный релиз, за который действительно не стыдно. Остается надеяться, что Jeru продолжит радовать нас сольными работами, раскрывая все новые и новые стороны своей натуры. Истинность – вот первооснова и суть красоты, брат.

Комментариев нет: