Не будет скромным сказать, что судьба некоторых работ АнныСофии Робб является многострадальной. И если с ее предыдущими картинами мы познакомились без особых задержек, то такие работы, как «Have Dreams Will Travel» и «Doubting Thomas» по-прежнему ожидают своего релиза. Не так давно «Лунатизм» Билла Маера также пополнял ряды «несбывшихся надежд», но, миновав национальную премьеру и показ в рамках Sundance Film Festival, картина так или иначе увидела свет в США и Канаде. Зарубежная пресса уже успела создать ей образ неоднозначного творения – с одной стороны хвалебные отзывы, с другой – уничижительные. Что ж, пришло наше время убедиться, насколько удачной получилась история о Таре и ее дяде Джеймсе.
В соответствии с жанром «Лунатизм» сталкивает нас с социальными проблемами – Джеймс, как и Джесс («Мост в Терабитию), стеснителен и запуган; персонаж, воспитанный в суровых условиях, которые усмирили его эмоциональную бурю. Он сдержан и самокритичен, добр и нерешителен. Но в отличие от произведения Кэтрин Патерсон и постановки Габора Ксупо в этой истории нет места организованному герою. Напротив, Джеймс при всех своих достоинствах и недостатках оказывается ключевой фигурой драмы, а от действий парня зависит не только его судьба, но и будущее двенадцатилетней девочки Тары. Собственно, не будет лишним отметить, что Лунатизм – это и есть история о Джеймсе. Тем не менее, именно неоднозначному подростку, теряющему, кажется, собственную мать, предстоит разбудить Джеймса от продолжительного сна, сделавшего его лишь рабочим механизмом.
Думается, удели Таре центральное место картины, как она бы тут же преобразовалась – на плечи двенадцатилетней девочки обрушивается непосильная ноша, с которой она не в состоянии справиться в одиночку – это история уже в духе «Параноид Парк». Но, заметим, «Лунатизм» – более тонкий и взрослый фильм, лишенный нелицеприятного стиля. К тому же, чтобы раз и навсегда расстаться с такого рода ассоциациями скажем: «Лунатизм» не имеет ничего общего с работами Гаса Ван Сента, за исключением разве что напряженной атмосферы и чувства безысходности. Однако Маеру удалось сделать то, что многие зрители, подавленные западными рецензиями, посчитали невозможным – дебютная картина американского режиссера выполнена разносторонне – вполне уместно выражение «игра контрастов».
Пожалуй, в последнее время не было ничего приятнее наблюдать, как Тара создает для себя радостные ситуации: ее вымышленный побег во время покупки новогодних игрушек; наслаждение встречным ветром в салоне автомобиля; идея с принятием псевдонимов – все это вызывает невероятные ощущения у зрителя, пережившего до и после эпизоды с избиением на ферме, проживанием в приюте и переломным уходом матери. В таких случаях искренне жаль, что официальный сайт картины лишен, как минимум, гостевой книги – благодарностей и пожеланий, вызванных просмотром более, чем предостаточно.
Рискну предположить, что Лунатизм обладает уникальным языком, благодаря которому беседует со своим зрителем на протяжении всего фильма. Разочарованные в скудности фраз (что, впрочем, не позволяет упрекать их в сырости) и отсутствие богатой философии, должны отдавать себе отчет в том, что работа Билла Маера – это также и соприкосновение чувств. Удвоим ставку, сказав, что Лунатизм – этакий Sigur Ros от кинематографа – порой текстовое изобилие становится необязательным – человек проходит сквозь мир эмоций и ощущений, который мог бы функционировать и процветать даже при полной немоте своих обитателей. Так, необязательно знать, какими шутками делиться Джеймс с Тарой в течение их головокружительного путешествия, поскольку эти ситуации отображают, прежде всего, то, как люди способствуют друг другу, будучи вместе.
Следует отметить, что каждая новая роль АнныСофии Робб становится своеобразным открытием и вызовом одновременно. Так, до выхода «Лунатизма» немало интереса у почитателей молодой актрисы вызывала сцена с употреблением никотина. И после просмотра сомнения окончательно развеялись: данный эпизод вышел просто фееричным. Помимо того, как Тара престижно закуривает сигарету и грациозно спускается под воду, она демонстрирует проявления сексуальности – устраивает «шоу» перед двумя неполовозрелыми мальчишками, а в заключении оставляет памятный сувенир в лучших традициях роскошных любовниц. Разумеется, все это не более, чем игра, но, признаться, данный эпизод можно назвать одним из самых выдающихся за всю фильмографию актрисы.
Отличным оказалось музыкальное сопровождение, вызывавшее до этого в основном равнодушные отзывы. Честно признаться, когда amazon.com представил прослушивание саундтрека, немногие были в восторге – задержаться на соответствующей страничке более 2-3 минут казалось неправдоподобным. Однако теперь можно сказать с уверенностью: музыка идеально соответствует атмосфере фильма, а в некоторых эпизодах имеет просто чарующий характер (чего стоит хотя бы пианинные аккорды, украшающие танец Тары на дне бассейна).
Как вы уже, наверное, знаете, титульной композицией картины выступила песня A Fine Frenzy «Come On, Come Out». Она не является эксклюзивной, трек входит в состав альбома «One Cell In The Sea», вышедшего в 2007 году. Как бы там ни было, грустный антураж и пронзительная лирика делают все для того, чтобы считать эту песню подходящей. К тому же, если вы еще не знакомы с сериалом «4400», уделите внимание, по крайней мере, композиции Ivy «Worry About You». Поверьте, чувства дежа-вю гарантированы.
Еще одно достоинство «Лунатизма» – солидный актерский состав. Неоднократно отмечалось, что бюджет и приблизительные кассовые сборы фильма не соответствуют уровню представленных артистов. Действительно, Деннис Хопер, Ник Сталь, Шарлиз Терон, Вуди Харрельсон – нечасто увидишь такой голливудский состав в фильме с бюджетом в 3 миллиона долларов. Выходит, эксперимент обладательницы премии «Оскар» и режиссера-дебютанта заведомо имел основательную опору, которая не позволила бы ему упасть на землю. Что ж, будем надеяться, что Билл и Шарлиз сделали им предложение, от которого они не смогли отказаться.
Надо полагать, побочными персонажами был принят не один эликсир выразительности – иначе как объяснить такую яркую игру актеров второго плана? Будь то Вуди Харрельсон в роли харизматичного работника-весельчака, либо сознательная Данни и детектив Уолл – каждый из них органично дополнил общую картину фильма. Отличился и Деннис Хопер, создавший на фоне угрюмых, но широких и всепоглощающих панорам (к слову, сцены на ферме были сняты в Реджайне, столице канадской провинции Саскачеван) ужасающую атмосферу. Звание архитектора террора.
Что до АнныСофии Робб, то ее роль в Лунатизме превосходит недавний «Мечтай, и ты будешь путешествовать». Естественно, назвать Тару лучшим персонажем за всю карьеру Софии довольно сложно, не в последнюю очередь благодаря «Мосту в Терабитии», а также личных симпатий к заносчивой Вайолетт («Чарли и шоколадная фабрика») и милейшей Опал («Благодаря Винн-Дикси»). Однако ее участие в «Лунатизме» определенно знает свою цену – значительный прыжок на пути к опыту и совершенствованию. Хотя, казалось бы, куда лучше.
Собственно, в заключении хотелось бы сказать, что картина превзошла все наши ожидания – «Лунатизм» получился отличной драмой, ставшей лично для меня главным кинособытием на данный момент лета. Единственное, что огорчает – слишком уж большая вероятность того, что в этом сезоне фильм пройдет незамеченным.
Другое мнение:
«Я буду Николь, и мне будет 13 лет, потому что в 12 все считают тебя глупой» – Tara Reedy (АннаСофия Робб).
«Sleepwalking». Могу смело назвать «фильмом, который мне определенно понравился». Здесь запечатлено особое видение автора на некоторые моменты из жизни. Кого? Просто людей. Обычных людей с довольно трагичной судьбой. Но ведь из таких состоит большая часть населения земного шара, верно?
Итак, «Лунатизм». Кино не для всех. Не то, что бы там было что-то шокирующее, что-то непубличное или что-то в этом духе. Нет, но не всем по нраву смотреть фильмы без аркадных действий, погонь, смертей и бесконечных поворотов сюжета. Скажу сразу – этого там НЕ будет. Разочарованы? А я предупреждала. Эту картину надо чувствовать. Потому что, как не будет там вышесказанного, так и не будет фальши, наигранности и какой-то совершенно ненужной здесь бури эмоций, каких-то нот давящих на жалость и тому подобного (хотя этого можно было ожидать, прочитав краткое описание сюжета). Есть картины, в которых буквально заставляют рыдать. Есть, где заставляют смеяться. А здесь вы вольны делать, что хотите. А можно выбрать третий вариант, то есть полное спокойствие до финальных титров. Поэтому «Лунатизм» – это «свободный» фильм. Потому что своеобразный, потому что тонкий, потому что прямой. Здесь сказали именно то, что хотели сказать. Ни больше, ни меньше. Идея и все вытекающие отражены до конца. За это некоторые и полюбят «Лунатизм», за прямоту.
«Ты знаешь, что могла бы начать распаковывать свою дерьмо вместо того, чтобы сидеть там и изображать домашнюю идиллию!» – Joleen (Шарлиз Терон).
Теперь пара мелочей о мелочах.
Игра: вне уровней и оценок, громко похлопаю АннеСофии Робб и Деннису Хопперу.
Саундтрек: со своей ролью справился. В нужное время в нужном месте, настроение угадано в точку.
«Внешний вид»: весь фильм выполнен без ярких деталей, довольно неброско, но мягко, просто потому что не требовалось ничего выделять – здесь блестки были бы лишними, да и акценты и без того расставлены первыми двумя составляющими.
Что ж... Мне больше нечего добавить. Смотрите, но не все – лишь те, кого это действительно заинтересовало, а остальным, к сожалению, это действо придется не по душе. Хотя остальные, наверное, и не будут смотреть.
«Скажи ей... "Это первый день ее остальной настоящей жизни"» – James (Ник Сталь).
Комментариев нет:
Отправить комментарий